Республиканская информационная кампания «Сердце отдаю детям»
Информационный обзор «Необычные обычные родители», в рамках информационной кампании «Сердце отдаю детям»
Семья Кучко Ирины Сергеевны и Ивана Анатольевича образовалась в апреле 2008 года. На тот момент у них было два кровных сына 7 и 9 лет. Как любая мама, Ирина Сергеевна мечтала еще о девочке.
Так в семье появилась долгожданная девочка-подросток 15-ти лет. Были моменты, когда думали сердцем, а не головой, когда казалось, что опускаются руки. Однако со временем все адаптировались и в семье сложились доверительные, теплые отношения. Сегодня эта девочка замужем, имеет троих детей. Она по-прежнему поддерживает связь с приемными родителями.
В 2009 году появился еще один член семьи – мальчик. А в 2015 году – брат и сестра. Спустя год девочка поступает в торгово-экономический колледж на специальность «Банковское дело», затем успешно заканчивает БГЭУ и в настоящее время работает в банке в городе Минске, а ее брат выбрал профессию строителя.
На смену им приходят три родные сестрички, которые спустя 5 месяцев благополучно возвращаются в биологическую семью.
В марте 2017 года в семью пополняют три брата, двое из которых – близнецы. А через год еще один мальчик. Эти ребята проживают в семье по сей день. Близнецы обучаются в 9-ом классе, старшие мальчики – в 11.
За годы воспитания приемных детей в семье сложилось немало традиций – ведение «Книги жизни», совместные ужины, прогулки, семейные игры, упаковка подарков на Новый год, совместная готовка, просмотр фильмов в выходные дни, походы с палаткой каждое лето, участие в школьных, районных, областных конкурсах, семейные праздники.
Вот что говорят дети о жизни в приемной семье: «Здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку наших приемных родителей. Здесь мы чувствуем себя счастливыми, любимыми, нужными и верим в свое счастливое будущее».
Я счастлива по умолчанию! Пожалуйста, не лезьте в настройки!
(письмо-исповедь приемного родителя)
Я долго думала, с чего начать моё письмо…
Может, с банального рассуждения о том, что такое быть приёмной мамой? Ведь многим кажется это просто. Просто смотришь за ребёнком, играешь с ним, кормишь… На самом деле, быть приёмной мамой – это работа. Ни минуты свободного времени, бессонные ночи! На самом деле, работа приёмной мамой – это самый сложный график, без выходных, без обеда и в ночную смену. И вообще, материнство – не только сложная работа, но и самая ответственная в мире!
Быть мамой – не просто работа,
Быть мамой – не просто мечта…
Стать самой родной для кого-то
Доверил мне Бог неспроста…
И я приняла как награду
Бесценный подарок с небес.
И маме для счастья не надо
Ни шуб, ни колец, ни чудес…
А может порассуждать на тему детства? Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Всё начинается с детства». И это, действительно, так. И манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берёт своё начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и ,в первую очередь, родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребёнок встретится на своём пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребёнка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни.
Итак, начну с того, как в 2008 году образовалась наша приемная семья… На этот момент у нас уже было 2 кровных сына, 7 и 9 лет. Как любая мама, я мечтала еще о девочке, но как-то все не получалось. Не помню уже, кому первому ( мне или мужу) пришла мысль о девочке из приюта. Обратились в отдел образования в сектор по охране детства и , пройдя все испытания для кандидатов в приемные родители и собрав пакет необходимых документов, стали ждать… И вот март… Долгожданная девочка, точнее подросток 15 лет. Возраст ребенка сразу нас отпугнул, но желание иметь в семье девочку оказалось сильнее… Мы понимали, что приёмный ребёнок – это серьёзный шаг и огромная ответственность. Ведь важно полюбить ребёнка не только на тот момент, когда принимаешь его в семью, а дарить тепло, заботу на протяжении всей жизни, помочь встать на ноги и вновь обрести веру в людей! Эти души очень нежные и ранимые. Хотя иногда, особенно в период адаптации, могут показаться просто невыносимыми (это уже из опыта). Нужно принять ребёнка как своего, со всеми его недостатками и достоинствами…
Забегая вперёд, скажу, что за почти 10 лет в нашей семье воспитывалось 6 детей, трое из которых были возвращены в биологическую семью. Со всеми поддерживаются доброжелательные отношения по сей день…
Окунаясь немножко в прошлое, замечу, что по образованию я педагог. С 1996 года работала учителем в средней школе. В 2009 году была назначена на должность директора социально-педагогического центра на замену декретного отпуска. В целях воспитания чуткости и милосердию своих родных детей, мои сыновья были частыми посетителями приюта. Там они впервые встретились с мальчиком, который и «вдохновил» меня написать это письмо…
Подходил срок пребывания воспитанника(речь о котором шла выше) в приюте, и нужно было определять дальнейшее местожительство ребёнка. Сообщив ему об этом, я увидела растерянные глаза, полные слез, и услышала неуверенный тихий голосок: «А можно у вас жить?» Тут уже растерялась я, ведь на тот момент у меня уже была приемная 16-летняя дочь и двое родных сыновей… Вечером вся семья была в сборе на семейном совете. Я озвучила просьбу мальчика из приюта (из этических соображений имени не называю) и ничуть не удивилась реакции моих детей, которые в один голос закричали: «Мамочка, ты у нас самая лучшая!» И муж поддержал: «Места всем хватит!»
Сказано – сделано. И вот еще один член семьи. Правила проживания в нашей семье новый ребенок впитывал как губка, но всё же отличался от наших собственных детей. К нему нужно было применять иные дисциплинарные меры, искать новые способы воздействия. Вообще многое не нравится в поведении приёмных детей. Всегда шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды). При этом невозможно относиться к приёмным так же, как к своим собственным детям. Приёмным всегда вынуждены делать поблажки, жалеть их и потакать капризам, ведь им так же трудно привыкать к нам, как и нам к ним. Шли годы… И вот позади 11 классов… Дальше учёба в медицинском колледже, новые друзья, первая любовь, удачи и неудачи, вредные привычки , первые взрослые проблемы – всё переживали и решали вместе…
После окончания колледжа уже взрослый парень вернулся назад в нашу приёмную семью, которая, как мне тогда казалось, навсегда стала для него родной. Как сироте (в этом же районе проживают три взрослые сестры и мама, злоупотребляющая спиртным) парню предоставили комнату в общежитии. Мы помогли приобрести необходимую мебель, холодильник, кухонную утварь и т.п., создали комфортные условия для проживания, продолжали снабжать продуктами питания и финансами, как и полагается родителям для своего ребенка, который стал давно родным…
Спустя 2 месяца после устройства на работу, ощутив все прелести полной свободы и независимости (на мой взгляд), парень все реже звонил и приезжал домой. На вопросы «почему?» — ответы «не знаю» и слёзы…
Думала, очерствею душой, но невозможно… Быть мамой не легко, но это великое счастье на земле! Несмотря на материнскую боль в сердце, продолжаешь участвовать в жизни и судьбе таких родных чужих детей…
Сейчас в нашей семье на воспитании 4 мальчиков. Я хочу подарить им то, что не смогли по каким-либо причинам их биологические родители. Хочу радоваться удачам, поддержать в трудную минуту, хочу научить ставить перед собой цель и доводить дело до конца! Хочу, чтобы приемные дети чувствовали любовь и поняли, что дом – это то место, где тебя поймут и не обидят! Хочу, чтобы кровные и приемные дети стали родными и научились заботиться друг о друге. А всем, кто спросит меня «Зачем тебе чужие дети?», хочу ответить: «Я счастлива по умолчанию! Пожалуйста, не лезьте в настройки!»
Семейные формы устройства детей сирот
Усыновление, безусловно, приоритетная форма устройства детей — только она предоставляет ребенку главный в жизни статус — статус сына и дочери. Это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.
Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:
• умерли;
• лишены родительских прав;
• дали согласие на усыновление ребенка;
• признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
• неизвестны.
Усыновителями могут быть дееспособные граждане (за исключением лиц, определенных статьей 125 Кодекса РБ о браке и семье), готовые создать нормальные условия для развития и воспитания ребенка.
Усыновлять братьев и сестер в разные семьи, как правило, нельзя, за исключением тех случаев, когда это соответствует интересам детей.
Понимая, насколько материально затратным будет процесс воспитания в новой семье ребенка, имеющего негативный опыт прежней жизни, в нашей стране предусмотрены различные виды поддержки семье усыновителей.
Ребенок, имеющий на момент своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.
Приемная семья – это одна из форм профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, которая может принять на воспитание до 4-х несовершеннолетних.
Приемная семья образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Приемными родителями не могут быть граждане:
— из числа близких родственников;
— привлекавшиеся к уголовной ответственности;
— которые были лишены родительских прав, либо их несовершеннолетние дети признавались, нуждающимися в государственной защите;
— отстранённые от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение на них обязанностей
— признанные недееспособными или ограниченно дееспособными
Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.
Понимая, насколько материально затратным будет процесс воспитания ребенка, имеющего негативный опыт прежней жизни, в нашей стране предусмотрены различные виды поддержки приемной семьи.
В Мостовском районе функционируют 15 приемных семей, в которых воспитывается 27 детей.
ПОЛОЖЕНИЕ о приемной семье
Детский дом семейного типа – это профессиональная замещающая семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В основе работы родителя-воспитателя лежит профессиональная деятельность. Педагогическое или медицинское образование приветствуется. Обязательные качества: любовь к детям, стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение находить общий язык с детьми.
Условия оплаты труда определяются количеством взятых на воспитание детей, их возрастом и наличием у них особенностей психофизического развития.
На содержание каждого ребёнка ежемесячно производятся денежные выплаты, а также возмещаются расходы, связанные с содержанием детей (бытовые, коммунальные услуги и пр.), в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Между органом опеки и родителем — воспитателем заключается договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор с каждым из родителей (1,5 ставки).
Обучение кандидатов в родители – воспитатели проводится на базе ГУО «Социально-педагогический центр Мостовского района».
В Мостовском районе функционирует 2 ДДСТ, в которых воспитывается 11 несовершеннолетних.
ПОЛОЖЕНИЕ о детском доме семейного типа
Преимущество опеки (попечительства) заключается в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети передаются на воспитание в семьи родственников, которые обеспечивают право на проживание в семье. На подопечного выплачивается ежемесячные денежные выплаты, а также пенсия, полагающаяся ему в связи со смертью родителей либо по инвалидности. Кроме этого, законодательством предусмотрены случаи установления опеки (попечительства) над детьми, родители (единственный родитель) которых временно отсутствуют, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, не достигшими возраста 18 лет, не состоящими в браке и прибывшими в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей, которым предоставлены статус беженца; новорожденными детьми несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке.
Об утверждении Положения о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми
Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.